Сборник материалов заочной научно-практической конференции «Актуальные
проблемы модернизации системы начального образования»
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В настоящее время в
России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается
существенными изменениями в педагогической теории и практике
учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы:
предлагаются иное содержание, иные подходы, иной педагогический менталитет.
Содержание
образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей
оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной
практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Уже более десяти лет
в педагогической науке обсуждаются проблемы образования, связанные с его
гуманизацией, развитием способностей личности, необходимых и ей и обществу,
соединением бытия индивидуального человека с культурой. Такое понимание целей
определило педагогические инновации последних лет, направленные на преодоление
манипулирования сознанием школьников, отход от практики навязывания им
незыблемых и не подлежащих критике стереотипов мышления. Процесс «очеловечивания»
образования связан с усилением тех положений отечественной и зарубежной
педагогики, которые ставят во главу угла уважение к личности воспитанника,
формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных
отношений между ним и воспитателем.
Одно из следствий
этого процесса состоит в замене учебно-дисциплинарной модели взаимодействия
педагога и воспитанника на личностно ориентированную, утверждающую ценность
личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании
образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой
культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью
образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития,
становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный,
приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.
Результатом
гуманистической направленности образования должно явиться становление личности
человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически
ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему
себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей,
независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной
мысли.
Важнейшей
составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное
взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию
личности, становлению нравственного облика учащегося. Не секрет, что личностно-ориентированное
обучение является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его
подачи учащимся. Результатом подобной образовательной технологии является расширенная реализация возможностей обучаемых. На
основе качественно иного подхода, учащиеся, как правило, могут принимать
нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Перейдя же
непосредственно к вопросу о личностном образовании, надо подчеркнуть значение
двух главных принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и
осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что
первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и
индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и
возможностей воспитанников.
Личностный подход,
лежащий в основе построения содержания образования, понимается как опора на
личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания
характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные
планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и
поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни, индивидуальные особенности
личности (темперамент, характер, воля и др.), рассматриваемые изолированно от
названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для
высококачественного личностно ориентированного воспитательного результата.
Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно,
связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет
главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.
Принцип личностного
подхода требует, чтобы преподаватель: 1) постоянно изучал и хорошо знал
индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы,
привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень
сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы,
интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду,
ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого
воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности
воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4)
своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению
цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно
изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и
обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6)сочетал
воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм
самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность
воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял
ведущую к успеху деятельность.
Комплексное
осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и
индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а
глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных
отношений.
При личностном
подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую
направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие
перспективы. Как известно, максимально благоприятные возможности для
формирования нравственных и социальных качеств - в младшем школьном возрасте.
Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит
своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется его авторитету. Поэтому в
младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные
привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе.
Память, мышление,
особенности восприятия, воля, речь, характер, темперамент – это те
индивидуальные особенности, на которые должен опираться преподаватель. Хотя при
массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно
трудно. Преподаватель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на
дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без
которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным. Учитывая
возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы,
воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей
специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть
для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих
достоинств и ценностей.
Быстрые темпы
формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют
действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и
формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока
вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования,
необходимо взвешивать силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования
могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного
хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований.
Особенно внимательно
преподаватель должен следить за изменением главных личностных качеств -
направленности ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и
поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на
удовлетворение личностных и общественных потребностей.
Личностно-ориентированное
обучение является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его
подачи учащимся. Результатом подобной образовательной технологии является
расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного
подхода, учащиеся, как правило, могут принимать нестандартные решения в
проблемных ситуациях.
Индивидуализация в
последнее время становится все более популярной из-за стремления современного
молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Тесное
взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень
знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень,
непосредственно изучая индивидуальные и психологические особенности своего
подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим
образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать
методы, приемы и средства педагогического воздействия. Таким образом, процесс
«очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих во
главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него
самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и
воспитателем. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не
только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и
действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а
изменять ее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий